?

Log in

Sun, Feb. 20th, 2011, 06:01 pm
elizarovekat: А.Камю. Смерть быть счастливой?

"Единственный настоящий долг человека – быть счастливым"...

В раннем романе Альбера Камю "Счастливая смерть" намечены все основные темы творчества писателя.
Лично меня поразило само настроение, которое создает повествование. Книга о смерти. Но в каком контексте она преподносится...
Когда среди залитых солнцем и теплом дней человек осознаёт бессмысленность жизни и находит пути её преодоления. Очень нестандартные пути, они приводят его к совершенно особенным взглядам и убеждениям.
Об этом можно долго рассуждать. Но лучше просто прочитать некоторые фразы и отрывки из этой книги:

1. Воздух был так ясен, так щедры были небеса, что казалось – нет у людей иного призвания, чем жить и быть счастливым.

2. Серьезно можно говорить только об одном: об оправдании собственной жизни.

3. Только бы вырваться на свободу. А всё остальное – это так, вроде дождичка, что поливает камни. Освежило, ну и прекрасно. Пройдет день – и они раскалятся от солнца. Мне всегда казалось, что счастье – оно такое и есть.

4. У нас нет времени, чтобы стать самим собой. Его хватает лишь на то, чтобы быть счастливым.

5. Посмотришь на собственную жизнь, на ее тайный смысл – и в тебе закипают слезы.

6. Действовать, и любить, и страдать – это и значит жить по-настоящему, но лишь в той мере, в какой твоя душа, став совершенно прозрачной, принимает судьбу как слитный отсвет радужного спектра радостей и страстей, неизменного для всех нас.

7. В смерти меня ужасает то, что она лишь подтвердит: моя жизнь была прожита без меня.

8. Обычно людям необходимо забиться куда-нибудь подальше от всех перед тем, как принять важное решение и круто переменить свою жизнь.

9. Праздность вредит только заурядным личностям.

10. Мир вечно твердит одну и ту же фразу. И на этом терпеливом повторении, на этой истине, ведущей от звезды к звезде, зиждется свобода, избавляющая нас от самих себя. Но вторая ее опора – эта столь же упорная истина, ведущая от смерти к смерти.

11. Не существует великой скорби, великого раскаянья, неистребимых воспоминаний. Всё забывается, даже великая любовь. Это очень грустно и в то же время приносит утешение. Есть только определенный взгляд на вещи, время от времени даруемый нам обстоятельствами. Вот почему всё-таки лучше испытать хоть раз в жизни великую страсть, несчастную любовь. В этом – единственное оправдание того беспричинного отчаяния, которое гнетет всех нас.

12. Малая толика неразумности необходима тем, кто стремится увенчать свою жизнь счастьем, тем, кто не смог это счастье завоевать.

13. Счастье нельзя ни продлить, ни укоротить. Ты счастлив – всё тут. Даже смерть не помеха счастью, это всего лишь случайность, входящая в правила игры.

14. Ко всему внимательный и всему чуждый, пожираемый страстью и одновременно невозмутимый, он сознавал, что здесь завершается сама его жизнь и судьба, и что теперь ему остается одно: свыкнуться с этим счастьем, встретить лицом к лицу его ужасную истину.

15. Никто не рождается сильным или слабым, волевым или безвольным. И силу, и ясность осознания нужно выстрадать.

16. Все мы с самого рождения носим в себе множество несхожих существ, массу переплетенных между собою, но неслиянных зачатков личности и лишь перед самым концом угадываем, что же из них было нашим подлинным «я». Обычно этот выбор делает за нас судьба.

17. Бояться смерти – значит бояться самой жизни.

18. Страх смерти можно оправдать только безграничной привязанностью ко всему, что есть живого в человеке.

19. Кто не решался действовать, чтобы вознести свою жизнь на новую высоту, кто малодушно упивался собственной немощью, те не могут не бояться смерти, памятуя о том приговоре, который она выносит их прошедшей впустую жизни. Такие никогда не жили в полную силу, да и жили ли они вообще?

20. Смерть навсегда лишает живительной влаги тех странников, кто не сумел утолить свою жажду при жизни. А для других оказывается роковым и благостным событием, отвергающим и уничтожающим их бытие, но равно принимающим и смирение, и бунт.

21. Время может только служить препятствием на пути к счастью, а в остальном его можно и не принимать в расчет.

22. Восхождение завершилось. И, став камнем среди камней, он с радостным сердцем обратился к истинам недвижных миров (описание смерти). 

Mon, Jun. 13th, 2011 03:16 pm (UTC)
alternativeclub

Да, классная книжка. Но при жизни он её не печатал, вообще, собственно та же идея была реализована в "Постороннем". Но там совершенно другой стиль - довольно таки сухой, в о время как в "Смерти" - гораздо более яркий и имеет много автобиографических моментов.

Wed, Jun. 22nd, 2011 04:54 pm (UTC)
elizarovekat

Да, многие темы воплотились в "Постороннем". Но именно здесь чувствуется это сквозящее ощущение-состояние-восприятие мира как абсурдного, вечных поисков посреди залитого солнцем мира...

Wed, Jun. 22nd, 2011 07:10 pm (UTC)
alternativeclub

Да...но с другой стороны, в "Посторонний" - более бунтарский: это и бунт против общества (чего только стоят сцены в суде), и еще больший - бунт метафизический, против Бога, когда Мерсо отказывается и от покаяния, и от надежды. Сама тюрьма, в которой оказывается герой - представляется жизнью, но т. к. он внутренне свободен - он счастлив, даже в последнюю ночь перед казнью!
Восхитительная концовка:
"Как будто недавнее мое бурное негодование очистило меня от всякой
злобы, изгнало надежду и, взирая на это ночное небо, усеянное знаками и
звездами, я в первый раз открыл свою душу ласковому равнодушию мира. Я
постиг, как он подобен мне, братски подобен, понял, что я был счастлив и все
еще могу назвать себя счастливым. Для полного завершения моей судьбы, для
того, чтобы я почувствовал себя менее одиноким, мне остается пожелать только
одного: пусть в день моей казни соберется много зрителей и пусть они
встретят меня криками ненависти."

Thu, Jun. 23rd, 2011 09:22 am (UTC)
elizarovekat

Концовка, бесспорно, восхитительна!
Такое состояние открытости души "ласковому равнодушию мира" вообще прерогатива Камю.
Эта тема сквозит и в "Записных книжках", и в "Мифе о Сизифе". Когда в абсурдности и бессмысленности в описаниях чувств угадывается какой-то намёк на обретение смысла - "придать окраску пустоте".

Fri, Jun. 24th, 2011 05:57 pm (UTC)
alternativeclub

Да, "Миф" - это, по сути, "Посторонний" - только уже в формате именно философского эссе, а не художественного произведения.
Похожие идеи и в "Калигуле" были - но еще более яростнее: Калигула с невероятной жестокостью хочет улучшить этот мир, он не как Ницше уничтожает только "скрижали ценностей" ради созидания новых - император морит людей голодом, устраивает массовые казни. Все для того, что были люди поняли - "все равно" (поклон Кириллову из "Бесов"), а это знание, в свою очередь - даст людям свободу, свободу создать свой новый мир, наполненный своими, новыми ценностями.
Вообще ранний Камю, лично мне, импонирует больше позднего...в "Чуме" он уже гораздо более спокойный и...осторожный.

Mon, Jul. 4th, 2011 04:47 pm (UTC)
julianna_oskina

здравствуйте, elizarovekat!
искала в интернете хоть немного информации о "счастливой смерти", и вот случайно наткнулась на ваш блог. у Камю знакома с Падением и Записными книжками, хочу поближе познакомиться с творчеством писателя.
судя по вашему отзыву, стоит прочитать)